Выбор авто для айтишника, или советы чайникам от чайника

Привет, Хабр! Оговорюсь сразу — данный пост довольно слабо пересекается с тематикой Хабра, но чуть дальше я объясню почему я решил его опубликовать. Надеюсь хабы выбраны правильно. Так вот, всё дело в том, что скромная выборка основанная на моих личных наблюдениях натолкнула меня на следующую мысль: множество (если не большинство) айтишников довольно слабо разбираются в автомобилях, их устройстве, и вот во всём вот этом. Это не есть плохо, это скорее особенность мышления таких людей. Увлечённый айтишник зачастую проводит своё свободное время за компьютером, имеет соответствующие хобби и интересы, а поэтому весьма далёк от темы гаек и колёс. Существует, конечно, множество исключений, но этот пост не о них и не для них. В чём же проблема, спросите вы? Проблема наступает в тот момент, когда айтишник решается на покупку авто. Перед ним открывается целый мир с которым он никогда не сталкивался, мир с кучей подводных камней и граблей. Откуда я это знаю? Я сам такой. Год назад я покупал свой первый в жизни автомобиль, и вот такой вот пост сильно помог бы мне в своё время. Иными словами — пост не о IT, но для людей связанных с IT. Кому интересно — прошу под кат.

Для начала, хочу сразу расставить все точки над ё: я прекрасно понимаю что мой опыт владения авто является мизерным, и многих вещей я не знаю. Но, поверьте, даже такой опыт крайне сильно отличается от того, который был у меня год назад. И этот опыт сильно помог бы мне год назад. Поэтому — сильно не пинайте, но поправки и критика в комментариях только приветствуются.

Поговорим о выборе авто
Всё достаточно просто если у вас хватает финансов (и желания) для покупки авто из салона — в таком случае, на самом деле, ничего полезного я вам не расскажу. Почитал отзывы/обзоры, выбрал по душе, купил в салоне, обслуживаешь у официалов. Красота. А вот в случае подержанного авто, как раз таки, и возникает история куда интереснее.

Итак, первый критерий выбора — это год выпуска. По моему скромному мнению, это самый важный критерий. Пока потихоньку приходит будущее с электромобилями, 99% машин вокруг нас — это автомобили с ДВС. А это значит что вам предстоит выбрать сложный механизм с огромной кучей деталей и взаимосвязей. Отсюда вытекает несколько проблем.

Во-первых, в отличие от привычных для айтишников программ, реальные механизмы имеют износ. Даже если не учитывать банальный износ металла (и его усталость) — в составе машины имеются сотни резиночек, прокладочек, трубочек, пружинок, и тд. И со временем всё это счастье имеет свойство деградировать. Даже если машина не ездила!

Например, в любом двигателе есть сальники. Сальник — это резиновое уплотнение (упрощённо — резиновое колечко) которое используется в движущихся механизмах. Его задача — не давать протекать маслу, или другим техническим жидкостям. Но со временем резина в этих сальниках устаёт, дубеет, начинает разрушаться. В результате имеем проблему. И чем больше возраст авто — тем больше вероятность следующим утром увидеть лужу на парковке. Причём стоять эти самые сальники могут в таких местах, что для их замены потребуется разобрать половину двигателя. Очевидно, что диагностике при выборе авто это не поддаётся. Кроме сальников имеются подшипники, сайлентблоки (упрощённо — это кусок резины через который прикручивается та или иная деталь для уменьшения вибраций), ремни, патрубки (упрощённо — резиновые шланги большого диаметра). Таким образом, большая коварность старых авто заключается в отсутствии гарантий завтрашнего дня. Можно выбрать и купить абсолютно живое авто, которое нигде не подтекает, не стучит, не дымит. А на следующий день очередная резинка окончательно деградирует — и здравствуй ремонт.

Это сальник. Ничего общего с салом он не имеет. Оказалось, имеет

А это сайлентблок. Зачем это знать? Для общего развития.

Во-вторых, чем старее машина, тем сложнее будет найти на неё запчасти (ВАЗ — не в счёт). Если на условный 2010-ый год выпуска вы легко сможете нагуглить нужную запчасть, и завтра же вам её вышлют, то при условном 1990-ом году выпуска, может вполне оказаться, что деталь только под заказ, через неделю, и вообще её уже нет.
Вывод — ищите машину посвежее. Лучше машина чуть пониже классом, но на 10 лет младше. Казалось бы — очевидный факт, но в своё время я чуть не купил машину 1983-го года… Был очарован «слепыми» фарами.

Второй критерий — распространённость. На сайтах по продаже подержанных авто иногда всплывают очень «вкусные» варианты. Смотришь — а там и хорошее состояние, и красивая, и недорого. «Надо брать!» — кричит мозг. Но сначала надо понять — а почему такая хорошая, и недорого? Кроме очевидных причин есть одна не совсем очевидная — редкость авто. Хозяин может продавать свою машину за недорого потому что задолбался неделями обзванивать разборки после каждой поломки, и подбирать подходящую запчасть с седьмого раза. Забейте эту модель в поиск, посмотрите сколько ещё таких машин есть в продаже. Вспомните — видели ли вы такие машины на дороге? Если это единственное предложение в радиусе 300 километров — любуемся, улыбаемся, и листаем дальше. Это хороший вариант для ценителей и любителей, но для новичка это будет просто машина на которой он сначала не сможет ездить, а потом не сможет продать.
Вывод — не берите первой машиной экзотику. Всякие Alfaromeo, Lancia, Daihatsu, машины в редких кузовах (вроде honda accord aerodeck). Радость от красивой машинки быстро угаснет.


Honda Accord Aerodeck. Милаха? Несомненно. Стоит ли брать? Нет. Мало того что экзотика, так ещё 1983-ий год выпуска. Кузовных запчастей, например, нет от слова совсем.

Третий критерий — распространённость внутри комплектаций. Суть вот в чём — одно и то же авто зачастую выпускается в разных комплектациях. Например, выбрали вы для себя легендарный гольф от Volkswagen. Для моделей с выпуском от 1992 по 1997 годы имелось 12 (!) разных двигателей. Иными словами, можно найти 12 машин которые будут выглядеть идентично, но иметь разные двигатели. И обычно в каждой линейке имеется редкостная или проблемная комплектация. Может быть так, что на все двигатели определённой модели есть и запчасти и куча форумов, и вот это вот всё, а на какой-то определённый «дизель на 1.4» — нет нифига. Пример: я искал патрубок на свой авто. Я мог купить этот патрубок для любого двигателя вообще не напрягаясь. Почти для любого — именно на свой двигатель я в итоге делал заказ из Германии. Нигде в стране в наличии такого патрубка не было. Потому что литровый двигатель — не самый популярный.

Вывод — после выбора марки и модели погуглите форумы по этим авто, тематические группы, паблики в соцсетях. Уверен, айтишник умеет хорошо гуглить. В идеале — найдите владельца такой модели, и спросите знает ли он проблемные комплектации. С большой вероятностью — знает.

Осмотр авто
Вот вы выбрали себе вариант — и не старше вас, и не редкий экспонат, и даже красненькая, жене нравится. Пора покупать. Вы почитали форумы, посмотрели ютуб, и точно знаете что смотреть! Так вот — не знаете. Серьёзно, не знаете. Можно посмотреть десятки видео, а потом ходить кругами вокруг машины, смотреть на неё как баран на новые ворота, и говорить что-то вроде «Так, ну мотор есть, это хорошо. Руль, вот, круглый. Ага, четыре колеса. Всё хорошо, беру!». Например, почитали вы форумы, и все пишут мол надо слушать двигатель, не стучит ли. Знаете ли вы как должен звучать исправный двигатель конкретно в этой модели? Не знаете. Знаете ли как отличить звук ступичного подшипника (упрощённо — это самый главный подшипник в колесе) от гула резины по асфальту? Маловероятно.

Вывод — постарайтесь найти человека, который поможет с осмотром. Нет знакомых — найдите специалиста, заплатите. Загоните на СТО, в конце концов (если предложить продавцу осмотр за свой счёт — вероятнее всего он не откажет. Если даже не купите — он получит бесплатную диагностику). Самостоятельно вы сможете посмотреть разве что состояние краски, салона. Серьёзно. На этом совете я хочу прям акцентировать внимание. Когда карман жгут деньги, а перед вами машина которая, вроде, заводится, едет, да и выглядит неплохо — то даже специалист может что-то упустить, не говоря уже о вас.


Это — толщиномер. Хорошая штука, но не стоит с ней идти если вы смотрите авто 2005-го года выпуска. Практика показывает, что за 15 лет почти любую машину да били, подкрашивали, подравнивали. Искать «небитую некрашенную» есть смысл до 10 лет. А ещё лучше до 5.

Покупка
Я не буду рассказывать о проблемах вроде «серых» документов, машин-распилов (это автомобили сваренные из двух частей), кидалова на предоплате, и т. д. Вот как раз эту информацию можно легко нагуглить.

Теперь поговорим о владении
Парковка
Ещё до покупки подумайте где вы будете парковаться на ночь. В идеале — арендуйте гараж. Вам не понравится складировать зимнюю резину в квартире, поверьте.

Резина
Есть два вида резины — зимняя и летняя. Упрощённо — летняя резина более твёрдая, чтобы при нагреве от летнего асфальта немного размякнуть, и хорошо держать дорогу. Зимняя — более мягкая, чтобы при охлаждении от зимних морозов затвердеть, и хорошо держать дорогу. Езда на летней резине зимой — есть вероятность что в определённых случаях вы даже тронуться не сможете. Не говоря уже о торможении. Езда на зимней летом — ездить, конечно, сможете, вот только стираться она будет гораздо быстрее летней, и с большой вероятностью ближе к зиме она превратится в летнюю. Ещё бывает «всесезонная резина», но прикиньте сами — как можно сделать резину которая и не растаёт летом, и не затвердеет зимой? Да никак. Это эконом вариант, который я крайне не советую. Кстати, для проверки износа на зимней резине обычно есть индикаторы. Выдавленная снежинка, например. Если стёрлась — значит резина перестала быть зимней. Зачем это знать новичку — мне, например, в комплекте с машиной досталась зимняя резина. Я был рад. Ближе к зиме знающий человек посмотрел на мою зимнюю резину, и сказал что нихрена она уже не зимняя. Я стал не рад. Кстати, после переобувки резины надо делать балансировку диска. Что это — можете загуглить. Обычно это делается там же где и переобувают.


Пример индикатора износа

Диски
Для обывателя — они отличаются только размером. На самом деле там куча нюансов вроде разболтовки (количество болтов крепления и расстояния между ними), вылета, вида края диска. Просто знайте, что диски бывают разные. Предупреждён — значит вооружён.

Опции. ABS — антиблокировочная система. Упрощённо — если ударить тормоз «в пол», то без этой системы — колёса заблокируются, и машина станет неуправляемой. ABS же контролирует колёса, и ловит тормоз на грани блокировки. Штука полезная.

ГУР (гидроусилитель руля) или ЭУР (электроусилитель руля). Система которая помогает крутить руль. Набор датчиков контролирующие положение и скорость вращение руля, для того чтобы потом помочь электродвигателем или гидравликой. Позволяет крутить руль одним пальцем стоя на месте. Моё личное мнение — однозначный must have. Кроме комфорта управления помогает держать машину ровно, не позволяет выбивать ямам руль из рук.

Механика или автомат — не буду начинать холивар, каждому своё. Могу только сказать что не стоит бояться механики, не так страшен чёрт как его рисуют.

Ксенон (упрощённо — это такой вид лампочек в фарах) — если в объявлении указан ксенон, поинтересуйтесь его происхождением. Если он установлен самостоятельно — очень вероятно что это кустарно установленный китай, который будет слепить встречку, притягивать к вам плохие слова и внимание ДПС.

Подогрев сидений — та же ерунда, спросите родная это опция, или коврик с алиэкспресс. Во втором случае — купите себе хороший огнетушитель. И я сейчас не шучу.


Опция полезная, но стрёмная. Случаев полно.

Инжектор или карбюратор. Карбюратор — крайне устаревшая система питания двигателя (упрощённо — система подачи бензина в мотор), на смену которой пришла электроника (инжектор). Кроме лучшей работы инжектор наделяет машину «мозгами», к которым можно подключиться. Если ваша машина с инжектором — у неё есть диагностический разъём. Иногда можно даже купить девайс за ~10 долларов который позволит вам диагностировать машину с помощью смартфона, по bluetooth. Иногда нет. Но знать о таком разъёме стоит.


Это «чек». Он должен светиться когда вы включили зажигание, и гаснуть когда запустили двигатель. Если он не гаснет, или загорелся при езде — машина чувствует что-то неладное. Надо поехать на сервис и «почитать ошибки».

Развал-схождение. Вещь о которой знают не все новички. Колёса в машине стоят не параллельно, а под определённым углом. Угол этот надо настраивать. Стоит это недорого, делается раз в полгода — год. Гуглите в своём городе «3D развал», записываетесь, делаете. Симптомы плохого развала — машину «тянет» влево или вправо, её слегка кидает по дороге, неравномерно изнашивается резина (при сильно плохом развале это заметно на глаз — с одной стороны резина как новая, а с другой сильно изношена). После покупки авто стоит поехать и проверить этот самый развал схождения.

Выбор станции техобслуживания
Больная тема. В идеале — у вас есть знакомый, который посоветует вам проверенное СТО. Если такого знакомого нет — вам предстоит квест по поиску нормальной станции техобслуживания. На что существует опасность нарваться:

  • Мутный гараж в кооперативе, где умелец «дядя Валера» будет делать всё «на глаз», применяя плохой инструмент, не самые лучшие технические решения, и какую-то матерь
  • Сервис, куда вы приедете заменить масло, а вам скажут что тут капиталить двигатель пора, и подвеска стучит, и вообще ездить опасно, ты нам дай 100500 тысяч денег, и мы всё исправим
  • Сервис, где вроде как нормально всё делают, лишнего не навязывает, но запись к ним на месяц вперёд. Не самый худший вариант, но в случае поломки машина будет стоять как памятник неделями, пока найдётся «окошко» для вас
  • Простого решения, к сожалению, нет. Выбор СТО это метод проб и ошибок. Единственное что могу посоветовать — не выбирайте СТО где-то во дворах, без подъемника, с работниками которые начинают свой разговор исключительно с мата, а все детали называют не иначе как «вот эта х… я, ну которая ты понял». Если ваша машина сравнительно свежая (лет до 10) — возможно в вашем городе есть официальное СТО вашей марки. Цены там, конечно, будут неприятными, но хотя бы будут работать адекватно. Наверное. Кстати, личный, субъективный совет — если есть выбор между ремонтом без гарантий, но подешевле, и заменой детали, но подороже — выбирайте замену. Чаще всего ремонт проходит недолго, и в итоге всё равно придётся менять. Зачем тратить деньги дважды?

    Поиск запчастей
    Если у вас не ВАЗ и не Daewoo Lanos — с большой вероятностью большинство запчастей у вас будет под заказ, без наличия в магазинах города. Так вот, у КАЖДОЙ детали есть свой код. Найти его можно где-нибудь в каталогах запчастей на ваше авто, или на форумах. По оригинальному коду можно найти аналоги родных запчастей. Иногда ценовая разница между «оригиналом» и «аналогом» может быть десятикратной. Бояться аналогов при этом не стоит (это моё личное мнение). Знать точный номер — важно, потому что даже на одну и ту же модель авто, в такой же комплектации, но выпущенной годом ранее или позже — могли ставить другую деталь. Таким образом, поисковый запрос типа «Шаровая опора Opel Corsa» будет гораздо менее полезным чем запрос вроде «GM 90542574 купить».

    Мелочи владения
    На зиму надо заливать специальный омыватель стекла, с пониженной температурой замерзания. Следите не оставили ли вы машину на ночь с включенными фарами (прозевать возможно, поверьте). Следите за температурой двигателя. Пустая машина, и машина в которой пять пассажиров — едет по разному (можете смеяться, но для меня это было неожиданно). Рекомендованное давление в шинах обычно указано на крышке люка бензобака. В морозы не стоит ставить машину на ручник. Под крутую горку наоборот — не стоит ставить машину на передачу. Антифриз (охлаждающая жидкость в радиаторе) бывает разным, доливать что попало не стоит.

    Разборки
    Если вам надо запчасти вроде сидения, полки багажника, руля, дверной ручки, фары, и т. д. — то искать их новыми не стоит, вероятнее всего стоить они будут огромных денег. Загуглите «разборка %марка_вашей_машины%». Есть куча ребят которые занимаются разборкой машин, и продажей их по запчастям. Иногда бывает такое, что запчасть можно найти ТОЛЬКО на разборках. В общем, о существовании такого явления надо знать.

    Ну, на этом вроде как и всё. Надеюсь, данные знания окажутся для кого-нибудь полезными, и сэкономят немного (или много) времени, нервов и денег.

    Оставить комментарий