Переосмысление детской робототехники


За два года существования детских центров робототехники RoboCore, мы прошли долгий путь, полный взлётов и падений, о которых хотим Вам рассказать в статье.

Предлагаю двигаться по следующему плану:

  • Формат детских кружков робототехники
  • Реклама
  • Расположение
  • Преподаватели
  • Несомненно, существует ещё множество тем в направлении, которые хотелось бы раскрыть, однако я выделил 4, на мой взгляд, основные. В данных темах были самые большие падения и взлёты, когда мы, наконец, начинали копать в нужном направлении.

    1. Формат детских кружков робототехники
    С написания прошлых статей, моё мнение по поводу робототехники в России не изменилось. Несомненно, всё началось с Лего. Пришли дяди, сказали: “Вот конструктор, из него можно собирать машинки. Это и есть робототехника.” Для первичного освоения механики (раздел, который у Лего-робототехники прописан просто шикарно) Лего подходит как нельзя лучше. Однако они как не могли массово заинтересовать темой ребят средней и старшей возрастной группы, так и не могут. По понятным причинам. Когда тебе 12 лет, начинаешь понимать, что робототехника — это нечто большее, чем просто собирать конструктор. Абсолютно всех детей, прошедших через наши кружки, спрашивали, какой образ первый возникает в голове при слове робот? 90% отвечали — Терминатор, или его производные. Так что общего у терминатора и конструкторов Лего? Получилось классное название для Книги.)

    Так что же такое робототехника для детей? Как их заинтересовать? Думаю, что этим вопросом постоянно задаются владельцы Детских кружков Робототехники. Я не говорю, что мы нашли ответ, но, кажется, приблизились к нему. Стоит отметить, что ответ этот хорошо сочетается с региональным развитием робототехники. В Москве орех пока до конца не раскусили.

    Дело в том, что робототехника интересна детям только как частный случай. Чего? — Техники в целом. Ведь сидеть за столом и копаться в электронных компонентах, раз за разом собирая непонятно зачем бесполезных “роботов”, ездящих по линии, детям интересно только до определённого времени. Как часто у Вас (владельцы детских центров робототехники, преподаватели робототехники) дети и родители спрашивают — “Так а роботов когда собирать будем?” Первичное понятие робототехники со временем расходится с внутренним осознанием ребёнка того, чем же должна быть робототехника. И вот тогда начинается скука на уроках, отток детей. Пол года назад мы ввели новый формат занятий. Теперь наши Центры робототехники выглядят так:

    Учебный класс чётко делится на три зоны:

  • Зона работы с доской, сборки роботов, разработки чертежей.
  • Зона программирования
  • Рабочая зона, верстак.
  • Нововведения здесь два. Во-первых, мы отошли от стандартных компьютеров или ноутбуков за столами. Разработали свою стойку для программирования на 8 посадочных мест. Всю начинку компьютеров вынесли на стойку. Антураж +100 очков. Плюс достаточно удобно вести занятия преподавателю, а детям — заниматься. Никто никому не мешает.

    Во-вторых, ввели верстак с множеством инструмента. Поставили сверлильный станок. В планах и дальше оснащать станками учебный класс. На верстаке дети начали пилить разные вещи своими руками. Это уже было не «ковыряние в мелкой электроники», а полноценное создание электронных устройств, с корпусом, с паянной электроникой и программой.

    После переоснащения учебных классов мы решили для всех запустить проектную деятельность, чтобы дети прочувствовали новую атмосферу и зарядились нужной энергетикой. Недолго думая над вопросом, что же такое сделать, чтобы было много ручной работы, пайки и программирования, было решено делать сейфы с электронным кодовым замком.

    На первых же занятиях по созданию сейфов в обновлённом классе мы поняли, что наконец копаем в правильном направлении. У многих детей проявились фундаментальные проблемы в понимании работы технических устройств. Пробелов было множество: от незнания, с какой стороны отвёртку нужно держать, до непонимания, сколько точек нужно для того, чтобы провести ровную линию в нужном месте при разметке стенки сейфа. Тут мы начали дополнять знания детей в целом ряде школьных дисциплин. Например, в механике все измерения производятся в миллиметрах. 80% детей не умели правильно пользоваться линейкой. Они просто напросто не могли отмерить нужный размер на брусе. Фраза: “Отмерь 155 миллиметров” была для них сродни заклинания из Хогвартса.

    Для скручивания брусков в каркас для сейфа, нужно было предварительно сделать разметку под отверстия, т.к. брус мы использовали сосновый, а без предварительно просверленных отверстий, он трескался при закручивании саморезов. Так для определения центра в прямоугольной разметке, нужно провести диагонали. Дети 6-8 классов не всегда знали, что это такое, для чего нужно, и как ими пользоваться, не говоря уже о детях младшего возраста. И так далее. Абсолютно на каждом этапе постройки сейфа с электронным кодовым замком, мы сталкивались с какой-либо проблемой в понимании детей.

    Добавив к электронике и программированию, многоступенчатую постройку корпуса, активность детей оживилась до безумия. К слову, занятия мы проводим по 3 часа, 1 раз в неделю. В небольших городах регионов так не делает практически никто. В начале мы боролись с возражениями родителей, что для ребёнка это много, ребёнок устанет и не сможет эффективно воспринимать материал. Но когда родители приходили забирать детей с занятий через три часа, а ребёнок, почуяв конец занятия, начинал бегать по всему классу в попытках успеть сделать как можно больше всего, и после не хотел уходить, возражения отпали сами собой. 70% детей просили сделать занятия по 3 часа, 2 раза в неделю, чтобы успевать больше. Парадокс — за час занятий два раза в неделю, как мы занимались раньше, с детьми успевали сделать всё, но занятия были вялыми. Было понятно, что детям не хватает времени и вовлечённости для раскрытия своего потенциала. Теперь же детям не хватает 3-х часов Занятия. Робототехника стала для детей образом жизни. После очередного занятия дети считали дни до следующего занятия, брали проекты домой для доработки. Просили своих отцов помочь с разметкой.

    Резюмируя, введением нового формата мы укрепились финансово, т.к. теперь проводили занятия не по 1 часу, 2 раза в неделю, а по 3 — 1 раз. За выходные через одного преподавателя проходит 6 полных групп по 10 человек в каждой. Один преподаватель за 2 дня в неделю вывел кружок на тот же уровень по выручке, что и раньше 2 преподавателя за 6 дней в неделю. Занятия детям стали нравиться гораздо больше. После каждого занятия они выходили, узнав что-то новое. И это не «что такое датчик влажности, и как его подключать», а знания, которые они могли сходу применить дома, помогая родителям с ремонтом или создавая свои проекты. Многие дети брали проекты на доработку домой, просили помощи у родителей, что им очень нравилось. Дети стали более продуктивно проводить время дома, не валяя дурака, а занимаясь интересным делом, при этом укрепляя отношения с семьёй. Все эти факторы в несколько раз усилили сарафанное радио. Нас стали очень рекомендовать своим знакомым. В особо удачные недели у нас было по 2-3 записи каждый день только с сарафанки.

    2. Реклама
    Плавно перетекаем из прошлого пункта. В небольших городах в регионах одно из лучших направлений рекламы — это «сарафан». Усилив его новым форматом занятий, к нам повалили новые клиенты. За два года существования детских центров, мы пробовали качать множество источников рекламы. Соцсети, Инстаграм, контекст, оффлайн и пр. Сменили пачку маркетологов, проводили открытые уроки и другие мероприятия.

    Резюмируя: Из интернет-продвижения Вконтакте показал себя хуже всего. Заявки с него минимальные с очень большой ценой. Дело в том, что привлекать новых клиентов там можно по сути только через рекламу. Регулярно ведя сообщество, новых людей вы туда практически не заманите. Лента ВКонтакте работает не самым лучшим образом. Другое дело Инстаграмм. Элементарное качественное ведение профиля позволяет органически получать новых клиентов. Если к этому добавить таргет, то всё работает как надо. Контекст работает только в крупных городах. По нему нужно проводить детальную аналитику. Самое простое — проверьте поисковую выдачу яндекса по запросам робототехники в вашем городе в вордстате. Оффлайн продвижение работает хуже всего. Цена заявки непомерно высока. Стандартные листовки уже всем надоели. Заказывать рекламу на билбордах, пилонах, остановках — аналогично. В итоге, как вам кажется, обклеивая все остановки в городе, о Вас все узнают и начнут говорить, по факту за день объявление прочитает человек 10, и ни один не заинтересуется. Итог: усиление сарафана, подпитываемое акциями, типа «приведи друга, получи скидку 10%» стимулирует новые продажи заметно сильнее всего остального.

    В чём мы пока не разобрались, так это как можно получать клиентов напрямую из школ и детских садов. Мы чётко знаем, где находятся наши клиенты (тут понимаем, что ходят дети, а платят родители, поэтому есть клиенты первой величины — это родители, т.к. они в конечном итоге принимают решение, и клиенты второй величины — это дети) — в школах и садах. Однако с прямой рекламой нас туда не пускают. Можно пройти с мастер-классами и повесить рекламу на информационной доске максимум. Но от этого мало толка. Просто прочитав объявление, дети о нём быстро забывают. Только самые стойкие доходят до звонка, но их меньшинство.

    3. Расположение
    Тут, вероятно ничего особо нового я Вам не скажу. Основная закономерность, которую заметил при открытии кружков — при открытии рядом с парикмахерскими, магазинами, и другими местами скопления людей, Вас рекомендуют достаточно усердно. Так первых клиентов в нескольких кружках мы получили ещё до момента официального открытия. Если думаете, что открывшись рядом со школой или детским садом, к Вам будут каждый день заходить дети, то это не так. Такое расположение даёт дополнительное удобство при посещении кружка, но не при первом контакте. Первый контакт нужно усиливать чем-то ещё. Просто близкого расположения здесь недостаточно.

    4. Преподаватели
    Раньше, при найме преподавателей, думали, что главное — это наличие рвения к технике. Преподаватель должен разбираться в электронике и программировании, и этого достаточно — думали мы. Ведь сами вначале так преподавали детям, в нас было только знание техники, и этого хватало для успешного проведения занятий. Однако когда начали набирать преподавателей в различный кружки, с первых занятий поняли, что думали неправильно. Все преподаватели поголовно плохо вели занятия с самого начала. Они не понимали, что нужно делать, даже после детальных инструкций. Детям материал давали в непонятной форме, даже с нашими учебными программами. Когда дети начинали баловаться на занятии, преподаватели не знали, что с эти делать. Хотя инструкции на такие случаи мы предоставляли. Было много предположений, почему это так. Основное, конечно, у преподавателей должен быть опыт работы с детьми, ещё лучше — педагогическое образование. Недолго думая, начали тестировать гипотезу. Если мы брали на работу человека с пед. образованием, даже если он сразу не разбирался в электронике и программировании, готовясь своевременно к каждому занятию, преподавание было великолепным. От занятий дети были в восторге.

    Вывод: преподавателем в детский центр стоит брать не электронщика, программиста, а обязательно человека с опытом работы с детьми, либо с пед. образованием.

    Ещё один момент, который хотелось бы осветить, система оплаты преподавателям. Понятно, что уровень зарплаты должен соответствовать нагрузке. Мы пробовали два варианта оплаты: первый — ставка 5000 рублей, которую преподаватель получит в любом случае, плюс 250 рублей/час занятий. Второй — 500 рублей/час, с минимальной ставкой в регионе. Первый вариант более выгоден для бизнеса в случае, если детей на занятия ходит много, второй — если мало. Идеальный вариант — комбинировать варианты оплаты. На уровне договора прописать, что первые два месяца оплата такая, далее — другая.

    В плане открытия и ведения кружков детской робототехники могу рассказать ещё много чего. В частности, как делать не нужно.) Пишите свои вопросы, на которые детально отвечу в следующих статьях.

    Оставить комментарий