Как реализовать контекстные меню (Context Menu) в iOS 13

Всем привет, меня зовут Денис, мы разрабатываем сервис по аналитике подписок iOS-приложений – Apphud.

На WWDC 2019 Apple представила новый способ взаимодействия с интерфейсом вашего приложения: контекстные меню. Они выглядят так:

В этой статье мы рассмотрим некоторые тонкости их использования и научимся их делать.

Контекстные меню являются логичным продолжением технологии “Peek and Pop”, когда пользователь мог открыть предпросмотр элемента, сильно нажав на него. Но между ними есть и несколько существенных отличий.

  • Контекстные меню работают на любых устройствах под управлением iOS 13. Поддержка 3D touch от устройства не требуется. Поэтому, в частности, их можно применять на всех iPad.

  • Кнопки, позволяющие взаимодействовать с элементом, появляются сразу и не требуют свайпа вверх.

Чтобы открыть контекстное меню, пользователю достаточно удержать палец на нужном элементе или сильно на него нажать (если устройство поддерживает 3D Touch).

Рекомендации при использовании контекстных меню

Apple в Human Interface Guidelines рекомендует придерживаться следующих правил при проектировании контекстных меню.

Проектируйте правильно

Будет нехорошо, если вы добавите меню для некоторых элементов в одних местах и не добавите его для похожих элементов в других. Тогда пользователю будет казаться, что приложение работает неправильно.

Включайте в меню только необходимое

Контекстное меню – отличное место для наиболее часто использующихся команд. “Наиболее часто” – ключевая фраза. Не добавляйте туда все подряд.

Используйте вложенные меню

Используйте вложенные меню, чтобы пользователю было проще сориентироваться. Дайте пунктам меню простые и понятные названия.

Используйте не более 1 уровня вложенности

Несмотря на то, что вложенные меню могут сделать навигацию проще, они ее могут и запросто усложнить. Apple не рекомендует использовать более 1 уровня вложенности.

Располагайте наиболее часто используемые пункты в верхней части

Люди в первую очередь фокусируются на верхней части меню, поэтому так им немного проще будет сориентироваться в вашем приложении.

Используйте группировку

Группируйте похожие пункты меню

Избегайте одновременного использования контекстного меню и меню редактирования на одном элементе

Они могут конфликтовать друг с другом, потому что оба вызываются долгим тапом.

Не добавляйте отдельную кнопку “Открыть” в меню

Пользователи могут открыть элемент, просто тапнув по нему. Дополнительная кнопка “Открыть” будет лишней.

Простейшее контекстное меню для UIView

Теперь, когда мы усвоили основные правила использования контекстных меню, перейдем к практике. Разумеется, меню работают только на iOS 13 и выше и для тестирования вам понадобится Xcode 11. Beta-версию Xcode 11 вы можете скачать здесь.

Вы можете скачать пример полностью отсюда.

Давайте добавим контекстное меню, например, на UIImageView, как в анимации выше.

Для этого достаточно добавить объект UIImageView на контроллер и написать несколько строк кода, например в методе viewDidLoad:

class SingleViewController: UIViewController {
@IBOutlet var imageView: UIImageView!

override func viewDidLoad() {
super.viewDidLoad()

imageView.isUserInteractionEnabled = true

let interaction = UIContextMenuInteraction(delegate: self)
imageView.addInteraction(interaction)
}
}

В начале создается объект класса UIContextMenuInteraction. Конструктор требует указать делегат, который будет отвечать за меню. Вернемся к этому чуть позднее. А методом addInteraction мы добавляем наше меню к картинке.

Теперь осталось реализовать протокол UIContextMenuInteractionDelegate. В нем только один обязательный метод, который отвечает за создание меню:

extension SingleViewController: UIContextMenuInteractionDelegate {
func contextMenuInteraction(_ interaction: UIContextMenuInteraction, configurationForMenuAtLocation location: CGPoint) -> UIContextMenuConfiguration? {
let configuration = UIContextMenuConfiguration(identifier: nil, previewProvider: nil) { actions -> UIMenu<UIAction>? in
let save = UIAction(__title: «My Button», image: nil, options: []) { action in
// Put button handler here
}
return configuration
}
}

Если в этом методе вернуть nil, то контекстное меню не будет вызвано. Внутри самого метода мы создаем объект класса UIContextMenuConfiguration. При создании мы передаем эти параметры:

  • identifier – идентификатор меню.

  • previewProvider – кастомный контроллер, который опционально может быть отображен вместо текущего элемента в меню. Мы рассмотрим это чуть позднее.

  • в actionProvider мы передаем элементы контекстного меню.

Сами элементы создаются проще некуда: указывается название, опциональная иконка и обработчик нажатия на пункт меню. Вот и все!

Добавляем вложенное меню

Давайте немного усложним. Добавим к нашей картинке меню с двумя пунктами: “Save” и “Edit…”. По нажатии на “Edit…” откроется подменю с пунктами “Rotate” и “Delete”. Это должно выглядеть так:

Для этого надо переписать метод протокола UIContextMenuInteractionDelegate следующим образом:

func contextMenuInteraction(_ interaction: UIContextMenuInteraction, configurationForMenuAtLocation location: CGPoint) -> UIContextMenuConfiguration? {
let configuration = UIContextMenuConfiguration(identifier: nil, previewProvider: nil) { actions -> UIMenu<UIAction>? in
// Creating Save button
let save = UIAction(__title: «Save», image: UIImage(systemName: «tray.and.arrow.down.fill»), options: []) { action in
// Just showing some alert
self.showAlert(title: action.title)
}

// Creating Rotate button
let rotate = UIAction(__title: «Rotate», image: UIImage(systemName: «arrow.counterclockwise»), options: []) { action in
self.showAlert(title: action.title)
}
// Creating Delete button
let delete = UIAction(__title: «Delete», image: UIImage(systemName: «trash.fill»), options: .destructive) { action in
self.showAlert(title: action.title)
}
// Creating Edit, which will open Submenu
let edit = UIMenu<UIAction>.create(title: «Edit…», children: [rotate, delete])

// Creating main context menu
return UIMenu<UIAction>.create(title: «Menu», children: [save, edit])
}
return configuration
}

Здесь мы создаем последовательно кнопки “Save”, “Rotate” и “Delete”, добавляем последние две в подменю “Edit…” и оборачиваем все в главное контекстное меню.

Добавляем контекстное меню в UICollectionView

Давайте добавим контекстное меню в UICollectionView. При долгом нажатии на ячейку пользователю будет показано меню с пунктом “Archive”, вот так:

Добавление контекстного меню в UICollectionView проще простого: достаточно реализовать опциональный метод func collectionView(_ collectionView: UICollectionView, contextMenuConfigurationForItemAt indexPath: IndexPath, point: CGPoint) -> UIContextMenuConfiguration? протокола UICollectionViewDelegate. Вот, что у нас вышло:

override func collectionView(_ collectionView: UICollectionView, contextMenuConfigurationForItemAt indexPath: IndexPath, point: CGPoint) -> UIContextMenuConfiguration? {
let configuration = UIContextMenuConfiguration(identifier: nil, previewProvider: nil) { actions -> UIMenu<UIAction>? in
let action = UIAction(__title: «Archive», image: UIImage(systemName: «archivebox.fill»), options: .destructive) { action in
// Put button handler here
}
return UIMenu<UIAction>.create(title: «Menu», children: [action])
}
return configuration
}

Тут, как и прежде, создается элемент и само меню. Теперь при долгом (сильном) нажатии на ячейку пользователь увидит контекстное меню.

Добавляем контекстное меню в UITableView

Здесь все аналогично UICollectionView. Нужно имплементировать метод contextMenuConfigurationForRowAt протокола UITableViewDelegate так:

override func tableView(_ tableView: UITableView, contextMenuConfigurationForRowAt indexPath: IndexPath, point: CGPoint) -> UIContextMenuConfiguration? {
let configuration = UIContextMenuConfiguration(identifier: nil, previewProvider: nil) { actions -> UIMenu<UIAction>? in
let action = UIAction(__title: «Custom action», image: nil, options: []) { action in
// Put button handler here
}
return UIMenu<UIAction>.create(title: «Menu», children: [action])
}
return configuration
}

Но что, если мы хотим использовать кастомный экран в контекстном меню? Например, такой:

Для этого при создании UIContextMenuConfiguration следует передать нужный UIViewController в previewProvider. Вот пример кода, реализующего это:

class PreviewViewController: UIViewController {
static func controller() -> PreviewViewController {
let storyboard = UIStoryboard(name: «Main», bundle: nil)
let controller = storyboard.instantiateViewController(withIdentifier: «PreviewViewController») as! PreviewViewController
return controller
}
}

extension TableViewController: UITableViewDelegate {
override func tableView(_ tableView: UITableView, contextMenuConfigurationForRowAt indexPath: IndexPath, point: CGPoint) -> UIContextMenuConfiguration? {
let configuration = UIContextMenuConfiguration(identifier: nil, previewProvider: { () -> UIViewController? in
// Return Preview View Controller here
return PreviewViewController.controller()
}) { _ -> UIMenu<UIAction>? in
let action = UIAction(__title: «Custom action», image: nil, options: []) { action in
// Put button handler here
}
return UIMenu<UIAction>.create(title: «Menu», children: [action])
}
return configuration
}
}

В примере PreviewViewController инициализируется из сториборда и отображается в контекстном меню.

Осталось добавить обработку нажатия на этот ViewController. Для этого нужно имплементировать метод willCommitMenuWithAnimator протокола UITableViewDelegate. Сам обработчик поместим внутрь animator.addCompletion:

override func tableView(_ tableView: UITableView, willCommitMenuWithAnimator animator: UIContextMenuInteractionCommitAnimating) {
animator.addCompletion {
// Put handler here
}
}
Заключение

Контекстные меню — это новый мощный инструмент взаимодействия пользователя с вашим приложением. И, как видите, их реализация довольно проста. Но не следует забывать, что методы могут измениться, пока не выйдет релизная версия iOS 13.

Что почитать?

Оставить комментарий