Что делать тимлиду, чтобы команда не выгорала

Недавно в подкасте «Цинковый прод» мы обсуждали выгорание. Я решил структурировать некоторые мысли и оформить в виде статьи

История первая

Однажды, когда я еще был простым линейным разработчиком, я решил пофрилансить. Друг попросил доработать одну довольно хитрую систему, платил хорошо (мы договорились об оплате по часам), дедлайны особо не ставил, и я согласился. Ну а почему нет?

Тут надо сразу сказать, что основная работа у меня была довольно интенсивная, кроме того у меня родился сын с большими проблемами со здоровьем. Т.е. я уже базово был на пределе психических возможностей, но видимо не до конца это осознавал. Да и в целом работоспособность была норм — я был на хорошем счету в компании, работал по-честному.

И вот я начал фрилансить по вечерам.

Я приходил с работы, ел, занимался различными семейными делами и принимался за работу, фактически отнимая у себя немного времени от сна. Когда ты задолбался, и хочешь спать, то очень сложно подгрузить в мозг сложный контекст и начать работать. Однако я обещал выполнить задачу, поэтому по сути делал это через силу. Т.е. я мучительно начинал работать, чуть-чуть продвигался и ложился спать.

С каждым днем кодовая база росла, зависимости между частями проекта усложнялись, и мне приходилось вспоминать еще больше контекста, чтобы начать работать. А работал я, напоминаю, в основном в уставшем состоянии через не могу.

Подсознание стало искать поводы, чтобы отмазаться от такого напряга, и частенько я забивал и ложился спать. Иногда такой «отдых» длился несколько дней. Однако работу надо было делать, деньги надо было зарабатывать, и я снова принимался за дело.

Причем после пары недель отдыха (хотя отдыха то не было, это была скорее «непереработка») вспомнить сложный контекст было еще тяжелее, поэтому это было уже почти пыткой. По сути постепенно вырабатывался самый настоящий условный рефлекс. Открываешь IDE — получаешь геморой. Почти как удар током для собаки Павлова.

Ну и в конце концов однажды я понял, что я просто не могу открыть IDE, это причиняет мне почти физическую боль. А мысль о работе — панический ужас.

Я сказал себе: так, стопэ! Я ж программист-фанатик, я люблю свою работу. Что происходит?

В итоге после вдумчивого осмысления проблемы я принял решение не работать, если сильно устал. А также решил больше никогда не фрилансить без крайней нужды. Более того, даже пет-проекты я стараюсь делать только в бодром состоянии духа, это тоже приносит свои плоды — проекты более менее доходят до логического завершения.

Когда я пишу статью на хабр, и чувствую, что мне поднадоело или устал, откладываю до лучших времен, даже если осталось чуть-чуть дошлифоввть.

Совет тимлиду номер 1. Не выжимайте из программистов все соки

Если вы тимлид, следите за состоянием ваших сотрудников на постоянной основе. На постоянной — это значит на постоянной, а не раз в полгода заставлять кого-то уходить в отпуск. Отпуск не помогает, когда уже всё плохо. В отпуске человек должен набираться новых впечатлений и весело проводить время с друзьями или семьёй, а не оживать после выгорания.

Поэтому, несмотря на все спринты и дедлайны, следите, чтобы программисты не перенапрягались. Если кто-то поработал в сверхсрочном режиме или переработал — после этого дайте ему выходной или хотя бы просто ослабленный режим работы. Ставьте поменьше задач в спринт или вообще откажитесь от спринтов. Когда от бизнеса прилетает срочная задача или задача с дедлайном — убедитесь, что нельзя достичь какого-то компромисса. Очень часто бывает, что задачу ставят как срочную, а на деле она не особо важна в денежном эквиваленте.

История вторая

Однажды я устроился в компанию, где были жесткие правила работы. При приеме на работу мне дали стопку инструкций, которые надо было подписать. Например, такие:

  • Начальника нужно называть по имени и отчеству
  • Выходить из помещения можно не более двух раз до обеда и не более трех раз после обеда
  • Обед ровно в 13:00
  • Приход на работу вовремя считается опозданием, потому что в 9:00 сотрудник уже должен не просто прийти, а сидеть за включенным компьютером

и тому подобное, целая пачка. Часть инструкций местами противоречили друг другу.

Я немного удивился, но решил все же не убегать сразу, потому что собеседование было вполне адекватным. Мало ли что там в бумажках понаписали.

В процессе работы выяснилось, что там филиал ада. Все время подгоняли по срокам, навязывали дурную архитектуру (EAV), на рабочем компе не было админского доступа, и в целом была атмосфера концлагеря. Тот или иной стресс был почти каждый божий день. Всевозможные регламенты и ограничения высасывали все соки.

Выгорание наступило очень быстро. Не проработав и месяца, я оттуда свалил.

Совет номер 2. Не ставьте бессмысленные ограничения, не включайте режим паранойи, доверяйте сотрудникам. Помните, стрессы ухудшают производительность и приводят к выгоранию.

История третья, совсем короткая

Когда-то давно у меня был свой бизнес, если его можно так назвать. Бизнес продержался на нечеловеческих усилиях около семи лет (потом сдох, но это уже детали). Бывали моменты, когда, чтобы проверить какую-то идею, мне приходилось писать код на выходных. Или задерживаться до поздна.

Однако, что удивительно, я воспринимал это абсолютно нормально. Никакого выгорания от переработок и в помине не было. Ведь это было не просто работой на дядю, а частью моей жизни.

Совет номер 3. Не считайте сотрудника бездушным человеческим ресурсом. Он должен быть вовлечен в общую движуху бизнеса. Он должен воспринимать коллег как друзей или даже семью. Это сложно осуществить, но к этому надо стремиться.

Вывод

Вывод очень простой, капитанский даже: чем больше человек делает через силу (вопреки желаниям), чем больше в работе стрессов, тем быстрее он выгорает. Остальное — уже детали.

P.S. Есть люди, которые считают, что повышение зарплаты может скомпенсировать стрессы/переработки и уменьшить выгорание. Я считаю, что нет. Точнее, это поможет только в том случае, если у человека зарплата слишком низкая, ему постоянно не хватает денег, и от этого идет стресс. Тогда да. Но если зп высокая, то ее дальнейшее повышение с точки зрения выгорания никакой роли не играет.

P.P.S Подписывайтесь на подкаст о разработке «Цинковый прод«!

Оставить комментарий